Рихтер, Святослав Теофилович (20.3.1915,
Житомир, – 1.8.1997, Москва). Русский пианист с немецкими
корнями. Детство и юность провел в Одессе, где учился у своего
отца, пианиста и органиста, получившего образование в Вене, и
работал концертмейстером оперного театра. Свой первый концерт
дал в 1934. В возрасте 22 лет, формально будучи самоучкой,
поступил в Московскую консерваторию, где учился у Генриха
Нейгауза. В 1940 впервые публично выступил в Москве, исполнив
6-ю сонату Прокофьева; впоследствии стал первым исполнителем его
7-й и 9-й сонат (последняя посвящена Рихтеру). В 1945 выиграл
Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. С первых же шагов на
профессиональном поприще воспринимался как виртуоз и музыкант
исключительного масштаба. В 1940–50-х годах власти не выпускали
Рихтера за пределы СССР и стран советского блока; лишь в 1960 он
сенсационно дебютировал в Финляндии и США, а в 1961–62 – в
Великобритании, Франции, Италии и Австрии. По инициативе Рихтера
были учреждены фестивали Музыкальные празднества в Турени (1964)
и Декабрьские вечера (1980), а также музыкальный фестиваль в
Тарусе (проводится с 1993). Последние 10–15 лет Рихтер
предпочитал выступать в небольших залах провинциальных городов.
Последний концерт Рихтера состоялся в Любеке спустя 10 дней
после его 80-летия.
Для нескольких поколений советских и
российских музыкантов и любителей музыки Рихтер был не только
выдающимся пианистом, но и носителем высочайшего артистического
и нравственного авторитета, олицетворением современного
универсального музыканта-просветителя. Огромный репертуар
Рихтера, расширявшийся вплоть до последних лет его активной
жизни, включал музыку разных эпох, от «Хорошо темперированного
клавира» Баха и сюит Генделя до Концерта Гершвина, Вариаций
Веберна и «Движений» Стравинского. Во всех репертуарных сферах
Рихтер проявил себя как уникальный художник, сочетающий
абсолютную объективность подхода к нотному тексту с необычайно
высоким драматическим тонусом и духовной сосредоточенностью
интерпретации. Высшие достижения Рихтера-солиста связаны с
музыкой особенно любимых им Гайдна, Шуберта, Шопена, Дебюсси и
Прокофьева, а также Моцарта (отдельные концерты и сонаты),
Бетховена (1-й и 3-й концерты, ряд сонат, 15 вариаций с фугой
Es-dur, «Диабелли-вариации»), Шумана (Концерт, «Абегг-вариации»,
Токката, «Симфонические этюды», Фантазия, Юмореска, «Ночные
пьесы», «Венский карнавал», различные миниатюры), Листа (оба
концерта, некоторые этюды, Соната h-moll и др.), Брамса (2-й
концерт, сонаты, вариации, поздние пьесы), Мусоргского
(непревзойденные «Картинки с выставки»), Равеля, Бартока (2-й
концерт), Шимановского, Хиндемита, Шостаковича (прелюдии и
фуги). Присущие Рихтеру обостренное сознание ответственности
перед искусством и способность к самоотдаче проявились в его
особой приверженности к ансамблевому исполнительству. На раннем
этапе карьеры Рихтера его основными ансамблевыми партнерами были
пианист, ученик Нейгауза Анатолий Ведерников (1920–1993), певица
Нина Дорлиак (сопрано, жена Рихтера, 1908–1998), скрипачка
Галина Баринова (1910–2006), виолончелист Даниил Шафран, с
1949/50 до конца 1960-х – Мстислав Ростропович (их в своем роде
совершенная, подлинно классическая совместная работа – все
виолончельные сонаты Бетховена). Искусство Рихтера как солиста и
ансамблиста увековечено в огромном количестве студийных и
концертных записей, сделанных с 1946 по 1994.
Левон Акопян («Музыка ХХ века.
Энциклопедический словарь»).
|
|