Великие исполнители ХХ века
сайт не претендует на объективность - здесь представлены предпочтения одного лица - oleluk0e@mail.ru
 

Анни Фишер

Анни Фишер (5 июля 1914 — 10 апреля 1995) — венгерская пианистка еврейского происхождения. Прославилась своей выразительной игрой, живым, "говорящим" звуком, яркой фразировкой и изысканным вкусом. Анни Фишер родилась в Будапеште, училась у Арнольда Секея, выиграла международный конкурс имени Ференца Листа в 1933 году. Во время режима нацистов она эмигрировала в Швецию и вернулась в Будапешт в 1946 году. Выступала, главным образом, в Европе и Австралии; Соединенные Штаты «открыли» для себя Анни Фишер уже под конец ее карьеры благодаря предпринятому ей турне по странам атлантического побережья. Зрители всегда восторженно принимали эту пианистку за ее непосредственность и выразительное прочтение всего, что она исполняла, часто сравнивая ее игру с рихтеровской. Основой репертуара Анни Фишер были Моцарт, Бетховен, Шуберт и Шуман. Интересно, что Анни Фишер категорически отказывалась выпускать записи, сделанные во время ее концертов, ссылаясь на их несовершенство. С другой стороны записываться в студии она также не хотела, объясняя это тем, что любая интерпретация, созданная в отсутствии живой аудитории, будет неминуемо искусственной. Тем не менее, начиная с 1977 года, она потратила 15 лет на работу в студиях, работая над записью всех сонат Бетховена, — цикла, который так и не был выпущен при её жизни. Однако после смерти Анни Фишер многие части этой работы стали доступны слушателям и получили высокую оценку среди ценителей классической музыки.


Людвиг ван Бетховен - Концерт для фортепиано с оркестром № 4 G-dur, op. 58

Концерт для фортепиано Соль мажор, соч. 58, написан Бетховеном в период с 1804 по 1807 гг., почти в одно время с Четвёртой, Пятой и Шестой симфониями, Фантазией для фортепиано, хора и оркестра и Мессой до мажор. Концерт иногда называют «жаворонковым» из-за первой части: впервые в истории музыки фортепианный концерт начинает солист, к которому сразу же подключается оркестр, пробуждаемый, рассеивающий тьму своим светом, озаряя путь. Первое исполнение концерта прошло на закрытом музыкальном вечере князя Лобковица в 1807 году. Первое публичное исполнение состоялось в Вене 22 декабря 1808 года в Театре ан дер Вин. За фортепиано вновь сидел автор, последний раз выступавший в качестве пианиста. Вскоре надвигающаяся глухота оборвала пианистическую карьеру Бетховена, и он целиком сосредоточился на композиции. Музыкальный вечер 22 декабря был необычным: кроме фортепианного концерта и некоторых других произведений, на нем были впервые исполнены Пятая и Шестая симфонии Бетховена, а также его Хоральная фантазия. Увы, сочетание в одном концерте четырех крупных премьер стало тяжелым испытанием для публики. Симфонии и Хоральная фантазия не имели большого успеха, а премьера фортепианного концерта оказалась одновременно и его последним исполнением при жизни композитора. Впрочем, в последнем во многом был «повинен» и сам автор: несложно заметить, что Четвертый фортепианный концерт носит гораздо менее «публичный» характер, чем это было принято во времена Бетховена. Это не столько традиционное соревнование солиста с оркестром, сколько их вдумчивый и напряженный диалог. Необычно уже само начало концерта, который вместо привычной в то время экспозиции оркестра начинается с безмятежно-лирического фортепианного соло. Это, конечно, не значит, что концерт вовсе не предоставляет солисту возможности блеснуть фортепианной техникой. Традиционная виртуозность полностью сохраняет свои права, она лишь не выступает на первый план, позволяя слушателю полностью погрузиться в светлый и пронизанный действенной энергией мир произведения. Четвертый фортепианный концерт, как и многие другие незаслуженно находящиеся в тени опусы, был извлечен из забвения молодым Феликсом Мендельсоном, который исполнил его в Лейпциге в 1836 году. На этот раз концерт имел блестящий успех. Присутствовавший на его исполнении Роберт Шуман был так впечатлен сочинением и талантом интерпретатора, что по его словам «сидел на месте затаив дыхание и боясь пошевелиться». Считается, что драматическую вторую часть концерта Andante con moto Бетховен написал под впечатлением от некой картины, на которой изображён Орфей, просящий о снисхождении к Эвридике у подземных владык.

 
     
Предыдущая страница

Следующая страница

transition port

unilateral withdrawal

logout

Besucherzahler
счетчик посещений