Альфред Брендель (родился 5 января 1931, Визмберг, Чехословакия)
— австрийский пианист, британский подданный. Детство и
отрочество Бренделя прошло в Загребе и затем в Граце, в конце
Второй мировой войны он был отправлен на рытьё траншей и попал в
больницу с обморожением. Всё это время он сочинял музыку, играл
на фортепиано и рисовал — и является едва ли не единственным
крупным пианистом XX века, не получившим систематического
музыкального образования (Брендель посещал мастер-классы Эдвина
Фишера и Эдуарда Штейермана, эпизодически занимался у Артура
Михля и Пауля Баумгартнера и экстерном окончил Венскую академию
музыки). Первое выступление Бренделя состоялось в Граце, когда
ему было 17 лет, и было полностью посвящено фуге, причём наряду
с произведениями Баха, Брамса и Листа, Брендель исполнил
несколько своих сочинений. В дальнейшем, однако, Брендель
полностью отказался от сочинительства. В 1949 году Брендель
принял участие в конкурсе пианистов имени Ферруччо Бузони и
получил 4-ю премию; в 1950 году он перебрался в Вену.
К 1952 году относится первая запись Бренделя — Пятый фортепианный концерт
Прокофьева. Вплоть до 1970-х годов Брендель много концертировал в Австрии,
исполняя, главным образом, сонаты Бетховена, произведения Брамса, Листа, Шумана
и Шуберта, однако международное признание пришло к Бренделю после лондонских
выступлений середины 1970-х (первоначально с Бетховеном); в Лондон Брендель и
переселился. С Бетховеном были связаны и исторические циклы концертов Бренделя
1980-<90-х годов, включая исполнение всех 32 сонат Бетховена в Карнеги-холле. В
последние годы Альфред Брендель занимается с молодыми пианистами, выступает в
ансамбле со своим сыном, виолончелистом Адрианом Бренделем, публикует свои
стихи. В 2002 году он был удостоен Премии Роберта Шумана за вклад в шумановский
репертуар. В 2004 году Бренделю была присуждена Премия Эрнста Сименса — одна из
наиболее престижных мировых музыкальных наград. В репертуаре Бренделя
преобладает австрийская и немецкая классика. К музыке XX века Брендель
обращается сравнительно редко, хотя фортепианный концерт Арнольда Шёнберга
относится к числу наиболее важных его работ. Творческое кредо Бренделя вытекает
из его заявления: «Я несу ответственность перед композитором, а особенно перед
произведением», — позицию Бренделя часто описывают как позицию
музыканта-аналитика.
|
|