Мюррей Перайя (род. 19 апреля 1947, Нью-Йорк)
— американский пианист сефардского происхождения. Мюррей Моше
Перайа (Перахья) родился в Бронксе в еврейской семье выходцев из
Фессалоник. Мюрри не было и четырех лет, когда отец взял его с
собой на концерт. Мальчик проявил такой интерес к музыке, что
воспитатель детского сада решил показать своего питомца А.
Чесинсу, а тот определил Мюррея в класс своей ассистентки Жаннет
Хейен, которая и "вела" его до 17 лет. Потом он пять лет изучал
дирижирование в Колледже Маннеса под руководством К. Бамбергера
и получил диплом дирижера. Позднее Перайя некоторое время
занимался у Р. Серкина в Институте Кертиса, был даже его
ассистентом, а в летние месяцы регулярно - с 1965 года - выезжал
в молодежный музыкальный лагерь в Марлборо. Здесь ему
посчастливилось много играть в четыре руки с Р. Серкиным и К.
Керзоном, а также музицировать в ансамблях с самим Пабло
Касальсом. Это и была главная школа музыки.
Художественная манера артиста отмечена редким
своеобразием. Пожалуй, самым привлекательным в ней, с первых же
шагов пианиста на эстраде, была и остается поныне музыкальная
сосредоточенность, отказ от внешних эффектов. Еще в 1972 году
журнал "Мюзикал Америка" отмечал: "У нас немало развелось
молодых пианистов, главная цель которых - дать выход своему „я"
на рояле, так что особое удовольствие доставляет слушание такого
музыканта, как Перайя, ставящего своей целью передачу того, что
хотел выразить композитор". Отсюда (при неподдельном техническом
блеске) сознательная экономия экспрессивных средств, сдержанная
эмоциональность, полное погружение в музыку. Интерпретация
артиста всегда отмечена тщательнейшей отделкой деталей,
продуманностью артикуляции. "Его можно было бы назвать гравером
среди пианистов, экспертом по микроскопическому анализу музыки,-
пишет западногерманский критик X. Бахман. - Анализу, который
предусматривает интенсивную работу мысли и заставляет публику
следовать за ней, открывая заново то, что казалось давно
знакомым". Красочность фортепианной палитры - еще одна сильная
сторона Перайи, особенно ярко проявляющаяся в интерпретации им
Моцарта. Звук его необычайно ярок и своеобразен. Один из
английских критиков несколько лет назад писал: "Еще до того, как
я услышал исполнение им ре-минорного Концерта Моцарта на
пластинке, я как-то включил радио в автомобиле и попал на начало
финала. Даже в условиях, диктуемых старым, несовершенным
приемником, я сразу понял, что это должен быть Перайя - я был
убежден в этом еще до того, как вслушался в детали фразировки,
просто на основании самого характера фортепианного звука. Говорю
это не для того, чтобы показать, какой я умный, а чтобы
подчеркнуть свое убеждение, что этот еще весьма юный артист
обладает одним из самых индивидуальных звуков фортепиано,
которые вообще можно сейчас услышать. В верхнем регистре, в
особенности, он достигает чудесного жемчужного звучания,
сочетает содержательность звукоизвлечения с округлостью звука в
непревзойденной степени, а это сочетание открывает двери к
совершенству".
Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я.
"Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г. |
|