|
В 1957 году Гульд совершил гастрольную поездку в
СССР, став первым североамериканским музыкантом, выступавшим в
Советском Союзе после окончания Второй мировой войны; в
советских концертах Гульда звучала музыка Баха и Бетховена, а
также много лет до этого не исполнявшиеся в СССР произведения
Шёнберга и Берга. 10 апреля 1964 году Гленн Гульд дал в
Лос-Анджелесе свой последний концерт, после чего навсегда
отказался от публичных выступлений и сосредоточился на студийных
записях и выступлениях по радио. Гульд снялся в нескольких
документальных фильмах, посвящённых его творчеству, для
французского, немецкого и канадского телевидения.
Репертуар Гульда был довольно широк,
простираясь до композиторов-авангардистов начала XX века.
Характерно, что в последнем своём концерте он наряду с Бахом и
Бетховеном играл Кшенека. Высокую оценку получила сделанная
Гульдом полная запись фортепианных произведений Шёнберга; он
записал ряд редких фортепианных произведений Сибелиуса, Рихарда
Штрауса, Хиндемита. В то же время к некоторым величайшим
классикам фортепианной музыки Гульд высказывал резко
скептическое отношение — в частности, он неоднократно заявлял о
своей нелюбви к музыке Моцарта и Шопена (хотя в его репертуаре
оба присутствовали).
Главным композитором Гульда
был, безусловно, Иоганн Себастьян Бах, а наиболее важным
баховским произведением — «Гольдберг-вариации», которые он
исполнял всю жизнь (две знаменитые записи «Гольдберг-вариаций» в
исполнении Гульда датируются 1955 и 1981 годами).
Из композиторов добаховской эры
Гульд превыше всего ценил Орландо Гиббонса, называя его своим
любимым автором. Среди редких произведений в репертуаре Гульда —
Хроматические вариации Жоржа Бизе, которые Гульд относил к
высшим достижениям пианистического искусства XIX века. Гленн
Гульд обладал выдающейся пианистической техникой, которую
принято отчасти связывать с его особой посадкой: Гульд считал,
что очень низкая позиция над инструментом позволяет ему полнее
контролировать клавиатуру.
Гульд славился чёткостью туше
даже при очень высоких темпах, особенно в полифонических
произведениях. В то же время Гульд был резким противником
развлекательно-виртуозного подхода к музыке, понимая
музицирование как духовный и интеллектуальный поиск. Возможно, с
идеей поиска связана и известная способность Гульда предлагать
каждый раз различные трактовки одного и того же музыкального
материала.
Помимо записей, Гульд оставил
после себя несколько оригинальных произведений, в том числе
сонату для фортепиано, сонату для фагота и фортепиано и струнный
квартет; эти сочинения продолжают традицию Шёнберга и Второй
венской школы.
Кроме того, Гульд сам писал
тексты сопроводительных буклетов ко многим своим записям,
проявляя в этих текстах своеобразный юмор (в частности, вводя в
них разнообразных вымышленных музыкантов).
|