С тех пор вот уже более полувека он находится в
непрерывном "плавании" по концертному морю, вновь и вновь
поражая слушателей разных стран своеобразием своей игры, вызывая
среди них бурные споры, принимая на себя град критических стрел,
от которого иной раз не может защитить и броня слушательских
оваций. Нельзя сказать, чтобы его игра вовсе не менялась с
течением времени: в пятидесятые годы, постепенно, он начинает
все настойчивее осваивать недоступные прежде сферы - сонаты и
крупные циклы Моцарта, Бетховена, Брамса. Но все же в целом
общие контуры его трактовок остаются прежними, и витает над ними
дух эдакой беззаботной виртуозности, даже бесшабашности. И все -
"получается": несмотря на короткие пальцы, несмотря на кажущийся
недостаток силы...
Но это неизбежно влечет за собой и упреки - в
поверхностности, своеволии и стремлении к внешним эффектам,
пренебрежении всеми и всяческими традициями. Йоахим Кайзер,
например, считает: "Виртуоз, подобный старательному Шуре
Черкасскому, конечно, способен вызвать удивление и овации со
стороны простодушных слушателей - но при этом на вопрос о том,
как у нас сегодня играют на рояле, или о том, как современная
интерпретаторская культура соотносится с шедеврами фортепианной
литературы, бойкая старательность Черкасского едва ли даст
ответ". Критики говорят - и не без основания - о "привкусе
кабаре", о крайностях субъективизма, о вольностях в обращении с
авторским текстом, о стилистической неуравновешенности. Но
Черкасский и не заботится о чистоте стиля, цельности концепции -
он просто играет, играет так, как чувствует музыку, просто и
естественно. Так в чем же тогда привлекательность и
увлекательность его игры? Только ли в технической беглости? Нет,
конечно, этим сейчас никого не удивить, да к тому же десятки
молодых виртуозов играют и быстрее и громче Черкасского. Сила
его, коротко говоря, именно в спонтанности чувства, красоте
звука, и еще - в элементе неожиданности, который всегда несет в
себе его игра, в способности пианиста "читать между строк".
Конечно, в крупных полотнах этого нередко оказывается
недостаточно - тут требуются масштабность, философская глубина,
чтение и передача авторских мыслей во всей их сложности. Но и
здесь у Черкасского иной раз любуешься моментами, полными
оригинальности и красоты, яркими находками, особенно в сонатах
Гайдна и раннего Моцартаа. Ближе к его манере музыка романтиков
и современных авторов. Это и полный легкости и поэзии "Карнавал"
Шумана, сонаты и фантазии Мендельсона, Шуберта, Шумана,
"Исламей" Балакирева, наконец, сонаты Прокофьева и "Петрушка"
Стравинского. Что же касается фортепианных миниатюр, то тут
Черкасский всегда в своей стихии, и в этой стихии ему найдется
мало равных. Как никто,
умеет он находить интересные детали, высвечивать побочные
голоса, оттенять обаятельную танцевальность, достигать
зажигательного блеска в пьесах Рахманинова и Рубинштейна,
Токкате Пуленка и "Тренировке зуава" Манна-Зукка, "Танго"
Альбениса и десятках других эффектных "мелочей".
Конечно, это - не главное в фортепианном
искусстве, не на этом обычно строится репутация большого
артиста. Но таков Черкасский - и он, как исключение, имеет
"право на существование". А привыкнув к его игре, невольно
начинаешь находить привлекательные стороны в других его
трактовках, начинаешь понимать, что артист обладает своей,
неповторимой и сильной индивидуальностью. И тогда его игра уже
не вызывает раздражения, его хочется слушать еще и еще, даже
отдавая себе отчет в художественной ограниченности артиста.
Тогда понимаешь, почему некоторые весьма серьезные критики и
знатоки фортепиано ставят его столь высоко, называют его,
подобно Р. Каммереру, "наследником мантии И. Гофмана". Для
этого, право, есть основания.
Вот еще два авторитетных мнения. Музыковед К. В.
Кюртен пишет: "Его захватывающее дыхание владение клавиатурой -
отнюдь не того рода, который имеет больше общего со спортом, чем
с искусством. Его бурная сила, безупречная техника, фортепианный
артистизм стоят всецело на службе гибкой музыкальности. Под
руками Черкасского расцветает кантилена. Он способен окрашивать
медленные части в фантастические звуковые краски, и, как мало
кто другой знает толк в ритмических тонкостях. Но в самые
ошеломляющие моменты он сохраняет тот жизненный блеск
фортепианной акробатики, который заставляет слушателя в
удивлении задавать вопрос: где берет этот маленький, щуплый
человек такую необычайную энергию и напряженную упругость,
которые позволяют ему победоносно штурмовать все вершины
виртуозности? „Паганини фортепиано" по праву называют
Черкасского за его волшебное искусство". Штрихи портрета
своеобразного артиста дополняет Э. Орга: "В своей лучшей форме
Черкасский - законченный мастер фортепиано, и он вносит в свои
интерпретации стиль и манеру, которые просто безошибочны. Туше,
педализация, фразировка, чувство формы, выразительность побочных
линий, благородство жестов, поэтическая интимность - все это в
его власти. Он сливается с роялем, никогда не позволяя ему
покорить себя; он говорит неторопливым голосом. Никогда не
стремясь сделать что-либо спорное, он тем не менее не скользит
по поверхности. Его спокойствие и уравновешенность дополняют это
стопроцентное умение произвести большое впечатление. Может быть,
ему не хватает сурового интеллектуализма и абсолютной мощи,
которые мы находим, скажем, у Аррау; нет у него и зажигательного
обаяния Горовица. Но как артист он находит общий язык с публикой
путем, который даже Кемпфу оказывается недоступным. И в своих
высших достижениях он имеет такой же успех, как Рубинштейн.
Например, в пьесах, вроде "Танго Альбениса" он дает образцы,
которые невозможно превзойти. Не слышать, как Черкасский играет
эти пьесы, значит, упустить нечто такое, что просто невозможно
описать словами. Это действительно уникальная виртуозность".
Неоднократно - и в довоенную пору, и в 70-80-х
годах, артист приезжал в СССР, и русские слушатели могли сами
испытать на себе его артистическое обаяние, объективно оценить,
какое место принадлежит этому необычному музыканту в пестрой
панораме пианистического искусства наших дней.
С 1950-х гг. Черкасский поселился в Лондоне, где
скончался в 1995 году. Похоронен на Кладбище Highgate в Лондоне.
Григорьев Л., Платек Я.
|