С 1968 года начинается
серия блестящих выступлений Тамары Синявской на международных
конкурсах. Первым был конкурс молодых оперных певцов на IX
Международном фестивале молодежи и студентов в Софии. Первый
конкурс – и первая золотая медаль. Через год – XII Международный
конкурс вокалистов в городе Вервье (Бельгия). Советские певцы
принимали участие в этом труднейшем состязании впервые. Тем
знаменательней оказался успех, выпавший на долю Синявской,
завоевавшей Гран-при и золотую медаль, а также специальную
премию за лучшее исполнение романса. «Синявская – это просто
чудо. Голос восхитительный, звучный и объемный. Исключительным
моментом явилось исполнение арии из “Фаворитки” Г. Доницетти.
Голос совершенно необычный по широте диапазона и по тембру во
всех регистрах», – писал в дни конкурса журнал «Ле Курье». А еще
через год Тамара Синявская получила 1-ю премию на IV
Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Три
золотые медали за три года! Как и во время недавних гастролей
Большого театра в Париже, успех Т. Синявской на конкурсе, в жюри
которого входили легенды мировой оперной сцены – Мария Каллас,
Мария Максакова, Ирина Архипова, можно назвать триумфальным. Она
стала самой молодой из лауреатов первых премий. Музыкальная
пресса отмечала ее уникальный по красоте и силе меццо-сопрано,
имеющий ту особую насыщенность грудного звучания, которое так
свойственно низким русским голосам.
В начале 1972 года открылся новый театр –
Московский камерный музыкальный. Режиссером его стал Б.А.
Покровский, главную роль Варвары в первом спектакле театра –
опере Р. Щедрина «Не только любовь» исполнила Тамара Синявская.
Б.А. Покровский не случайно пригласил ее на эту роль. Не только
потому, что их связывали многочисленные совместные работы (она
готовила с Б.А. Покровским Ольгу, Оберона, Фросю, Ратмира).
Главное было в том, что Тамара Синявская своим восприятием
оперы, свободой и раскованностью сценического поведения, всем
своим творческим обликом была по духу очень близка создателям
нового театра. Она блестяще оправдала этот выбор.
В 1973–1974 годах она стажировалась в
знаменитом миланском театре «Ла Скала». В 1978 году певица
впервые вышла на сцену Большого театра в роли главной героини
оперы Ж. Бизе «Кармен». Как всегда у Синявской получился яркий,
самобытный образ. Ее Кармен глубока, неоднозначна и, бесспорно,
умна. Очень выразительна в этой роли Синявская и пластически:
замечательно двигается, танцует, позы ее поистине «говорящие».
Готовя свою Кармен, она серьезно занималась танцем с
прославленной балериной Мариной Тимофеевной Семеновой. В апреле
1981 года она выступила в роли Кармен на сцене Сметановского
театра в Праге. Западный классический репертуар вскоре
пополнился у Синявской ролями из опер Дж. Верди – она с успехом
спела Ульрику в «Бале-маскараде» и Азучену в «Трубадуре». Затем
опять русская классика – теперь М. Мусоргский. Партия Марины
Мнишек в опере «Борис Годунов», Марфы в «Хованщине». Пополнила
русский оперный репертуар Синявской и небольшая партия Лауры в
«Каменном госте» А. Даргомыжского.
Помимо уже упомянутых в ее репертуар вошли:
Флора («Травиата» Дж. Верди), Наташа, Графиня («Октябрь» В.
Мурадели), Полина («Пиковая дама» П. Чайковского), Алконост
(«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.
Римского-Корсакова), Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Федор
(«Борис Годунов» М. Мусоргского), Комиссар («Оптимистическая
трагедия» А. Холминова), Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского),
Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова).
Тамара Ильинична много выступала за рубежом, в
том числе в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии,
Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с
концертами в Японии, Китае, Южной Корее. Она – участница многих
музыкальных фестивалей («Варненское лето», «Пражская весна» и
др.). С огромным успехом прошли гастроли певицы в США в 1991
году.
С сольными концертами Тамара Ильинична
выступала на самых различных площадках – от крупнейших
концертных залов России и мира, включая Государственный
Кремлевский дворец, Большой зал Московской консерватории,
Концертный зал имени П.И. Чайковского и Концертгебау
(Амстердам), до малых клубов, а то и просто импровизированных
сцен в цехах заводов и фабрик, на стройках, в воинских частях.
Концертный репертуар Тамары Ильиничны Синявской включает
сложнейшие произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, П.
Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов,
оперные арии, лирические романсы П. Чайковского, С. Рахманинова,
М. Глинки, народные песни, произведения в сопровождении органа.
Много творческой энергии Т.И. Синявская отдает советской песне.
Она поет и классику этого жанра, например «Катюшу» М. Блантера,
и песни современных композиторов – А. Пахмутовой, Т. Хренникова,
М. Фрадкина, О. Фельцмана, неизменно привлекая внимание
слушателей вкусом, благородством исполнительской манеры, высокой
одухотворенностью. Т.И. Синявская долгие годы плодотворно
сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими
выдающимися дирижерами, среди которых В. Гергиев, Б. Хайтинк, Г.
Рождественский, М. Эрмлер, В. Спиваков, М. Ростропович, Ю.
Башмет, Р. Шайи и другие.
Более 30 лет Тамара Ильинична выступает в
жанре вокального дуэта с мужем, народным артистом СССР Муслимом
Магомаевым. Судьба сводила их не раз, но решающей стала встреча
в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. В 1974 году они
поженились. С тех пор – и в жизни, и на концертной сцене – они
вместе. Дебютом их вокального дуэта было выступление в
новогоднем «Огоньке» (1975)
с
неаполитанской песней «Тиритомба». Далее последовали концерты и
гастроли, на которых они исполняли классические дуэты, русские и
неаполитанские песни, романсы, а также участие в авторских
вечерах О. Фельцмана, А. Пахмутовой, Р. Рождественского.
Дискография Т.И. Синявской включает записи:
«Борис Годунов» М. Мусоргского – Марина Мнишек (дирижер А.
Лазарев, Castle Vision), «Евгений Онегин» П. Чайковского – Ольга
(дирижер М. Ростропович, Chant du Monde, 1970; дирижер М.
Эрмлер, Olympia, 1977), «Иван Сусанин» М. Глинки – Ваня (дирижер
М. Эрмлер, 1979), «Князь Игорь» А. Бородина – Кончаковна
(дирижер М. Эрмлер, 1986), «Цикл песен на стихи Марины
Цветаевой» (1989), «Иван Грозный» С. Прокофьева (дирижер М.
Ростропович, 1993), «Еврейский цикл» Д. Шостаковича (дирижер М.
Юровский, Capriccio, 1999). В фильме-опере «Каменный гость» А.
Даргомыжского в ее исполнении звучит партия Лауры («Мосфильм»).
Творчеству Т.И. Синявской посвящен документальный фильм
«Меццо-сопрано из Большого» (режиссер Г. Бабушкин).
Тамара Ильинична много внимания уделяет
педагогической деятельности, с 2006 года ведет мастер-класс по
вокалу в Российской академии театрального искусства (РАТИ). В
1973 году Т.И. Синявская удостоена звания «Заслуженная артистка
РСФСР», в 1976 году – «Народная артистка РСФСР», в 1982 году –
«Народная артистка СССР». Лауреат премии Ленинского комсомола
(1980). Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV
степени, Почета, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». В
2004 году стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и
награждена орденом М.В. Ломоносова Академии проблем
безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за
значительный личный вклад в развитие культуры России награждена
орденом «Почетный знак Петра Великого». Дом Т.И. Синявской и
М.М. Магомаева невозможно представить без огромного собрания
пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин и общего
любимца – серебристого пуделя Чарли.
Живет и работает в Москве.
Международный
Объединенный Биографический Центр.
|