В Паваротти начал серьёзное
обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с Арриго Пола — уважаемым
учителем и профессиональным тенором в Модене, который будучи
осведомлённым о бедности семьи, предложил давать уроки без
оплаты. Только тогда Паваротти узнал, что у него абсолютный
слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони,
которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в
1961 году. Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию,
Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил
подругу детства Паваротти, теперь известную певицу, сопрано
Миреллу Френи. В течение своего обучения Паваротти нанимался на
работу на неполный рабочий день — сначала как учитель в
начальной школе, а потом, когда он потерпел в этом неудачу, как
страховой агент. Первые шесть лет обучения не привели ни к чему
большему, чем нескольким сольным концертам в маленьких городах
без оплаты. Когда на голосовых связках образовалось утолщение
(складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти
решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только
исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что
я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы
сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».
Творческая карьера Паваротти
началась в 1961 с победы на Международном конкурсе вокалистов. В
том же году он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив
партию Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он
исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском
Ковент-Гардене. Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном
театре Майами в феврале 1965 года, когда он спел Эдгара в «Лючии
ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд. Тенор,
который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра.
Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого
Паваротти, хорошо знакомого с ролью. В последующие годы он пел в
«Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфреда
в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском
«Риголетто».
Партия Тонио в опере «Дочь
полка» Доницетти, спетая в 1966 году, принесла Паваротти
международную известность: он стал первым в мире тенором,
спевшим все девять высоких «до» в арии «Quel destin». После
этого его стали называть «королем верхнего до». В том же году
Паваротти дебютировал в миланском Ла Скала, где исполнил партию
Тибальда в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Со временем певец
стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске»
Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре»,
Радамес в «Аиде» Верди, Калаф в «Турандот». С 1971 года
Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона»,
участвовал в концертах, часто вместе с Пласидо Доминго и Хосе
Каррерасом (концерты «трёх теноров»). Гастролировал с «Ла Скала»
в Москве (1974).
Среди записей партии в десяти
операх Верди, пяти операх Пуччини; партии Канио в «Паяцах»
(дирижёр Риккардо Мути, Philips), Энцо в одной из наиболее
удачных записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бруно Бартолетти,
Philips) и другие. Лучано Паваротти был одним из самых
популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX
столетия. На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч
слушателей. На одном из выступлений в нью-йоркском «Метрополитен
Опера» зрители настолько были покорены красотой голоса певца,
что занавес пришлось поднимать 165 раз. Этот случай был занесен
в Книгу рекордов Гиннесса. 500 тысяч зрителей слушали его
концерт в Центральном парке Нью-Йорка — такую аудиторию не
собирал ни один из популярных исполнителей.
С 1992 года Паваротти
участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья».
Благотворительный проект получил колоссальную известность
благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тэйлора
(Queen), Стинга, Боно и Эджа (U2), Эрика Клептона, Джона Бон
Джови, Селин Дион группы Cranberries, известных итальянских
исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои
лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие
поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и
друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки. В певце всю
его творческую биографию боролись серьезный классический
вокалист и исполнитель песен легкого эстрадного жанра. И трудно
сказать, что побеждало. Пожалуй, это больше интересовало
слушателей и почитателей его таланта.
В 2004 году, знаменитый оперный
тенор Лучано Паваротти простился со зрителями. Он в последний
раз вышел на сцену «Metropolitan Opera» в роли Марио Каварадосси
в опере Пуччини «Тоска». Перед спектаклем он официально объявил
о том, что покидает оперную сцену. В «Метрополитен-опера» был
аншлаг — несмотря на то, что временами голос Паваротти звучал
слабее, чем обычно, зал проводил Лучано 11-минутной овацией.
Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года от рака
поджелудочной железы в своём доме в Модене.
|