Он заключил контракт со
звукозаписывающей компанией «Дойче Граммофон», первой записью
стала увертюра к опере Моцарта «Волшебная флейта» с Берлинской
государственной капеллой. В 1946 году в Вене с Венским
филармоническим оркестром состоялся первый послевоенный концерт
Караяна. Затем советские власти наложили запрет на его
выступления в качестве дирижера вследствие его членства в НСДАП.
Летом этого года он анонимно участвовал в работе Зальцбургского
фестиваля. В следующем году ему было разрешено возобновить
работу в качестве дирижера.
В 1948 году Караян стал
художественным руководителем Общества друзей музыки в Вене.
Дирижировал также в оперном театре «Ла Скала» в Милане. Однако
самой значительной в этот период была его работа с недавно
созданным оркестром «Филармония» в Лондоне. Благодаря ему этот
оркестр вошел в число лучших оркестров мира. В 1951 и 1952 годах
дирижировал спектаклями в Байройтском оперном театре. В 1955 был
назначен пожизненным музыкальным руководителем Берлинского
филармонического оркестра как преемник Вильгельма Фуртвенглера.
С 1957 по 1964 год являлся художественным директором Венской
государственной оперы, был тесно связан с Венским
филармоническим оркестром и Зальцбургским фестивалем, где он
основал Пасхальный фестиваль. Продолжал дирижировать и
записываться вплоть до своей смерти в 1989 году.
Американский критик Харви Закс
дает следующий критический отзыв о его творческой манере:
"Кажется, Караян сделал выбор в пользу универсального, очень
утончённого, лакированного, выверенно-чувственного звука,
который можно применить с незначительными стилистическими
отклонениями, которые он полагал необходимыми, к Баху и Пуччини,
Моцарту и Малеру, Бетховену и Вагнеру, Шуману и Стравинскому…
многие из его исполнений были «запрограммированными» и
искусственными, такие никогда не встретишь у Тосканини,
Фуртвенглера и других великих… большая часть записей Караяна
преувеличенно «отполирована», являя собой некий звуковой аналог
фильмов и фотографий Лени Рифеншталь".
По результатам опроса,
проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о
классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из
разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис
(Великобритания), Евгений Мравинский (Россия), Густаво Дудамель
(Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Герберт фон Караян занял
четвёртое место в списке из двадцати наиболее выдающихся
дирижёров всех времён.
|