В сезоне 1956—1957 года в Москве Коган
сыграл цикл концертов, охватывающий едва ли не всю историю
скрипичной музыки. Коган достигает самых высоких вершин
признания. Его игра восхищает профессионалов и любителей музыки
своей страны, а также зарубежных слушателей. Вот несколько
отзывов о мастере. А. Хачатурян: «Дарование Леонида Когана
раскрывалось и раскрывается бурно и интересно. Он всегда
находится в таком, я бы сказал, интенсивном движении,
артистическом, творческом развитии, которое свойственно лишь
молодой энергии. Это не застывший художник, который достиг высот
и остановился. Он всегда ставит перед собой невероятно трудные
артистические цели и добивается осуществления своих замыслов.
Хочется отметить его необычайно живой, деятельный ум. Это
исключительно тонкий, проницательный человек. Он может
удивительно легко и точно разобраться во многих вопросах, в том
числе не только музыки, но даже и техники. Я думаю, если бы он
не был скрипачом, то мог бы стать выдающимся
инженером-изобретателем».
Е. Светланов: «Меня всегда пленял
когановский звук. Сочный, богатый, объемный, исключительно
теплый, согретый сердечностью и широтой души, он был подобен
голосу Обуховой в нижнем регистре, а в верхнем — напоминал
незабываемый кристальный тембр Неждановой. Да простят мне эти
аналогии, но я не знаю ничего более прекрасного и поэтому
позволил себе это сравнение. О виртуозности Когана говорить
много не приходится. Для него не существовало никаких проблем.
Все самое наитруднейшее в скрипичной мировой литературе
исполнялось им с блеском и стихийной мощью. Беспредельными
техническими возможностями он покорял слушателей еще будучи
ребенком. С годами он пошел, как говорится, вглубь, и весь
технический арсенал его был подчинен решению высоких задач
художественной интерпретации».
В 1960-е—1970-е годы Коган получает все
возможные звания и награды. Ему присваивается звание профессора
и народного артиста РСФСР и СССР, присуждается Ленинская премия.
В 1969 году музыкант назначается заведующим кафедрой скрипки
Московской консерватории. О скрипаче снимается несколько
фильмов. Последние два года жизни Леонида Борисовича Когана были
особенно насыщенными выступлениями. Он жаловался, что не
успевает отдыхать. В 1982 году состоялась премьера последней
работы Когана «Времена года» А. Вивальди. В этом же году маэстро
возглавляет жюри скрипачей на VII Международном конкурсе имени
П.И. Чайковского. Он участвует в съемках фильма о Паганини.
Коган избирается Почетным академиком Национальной итальянской
академии «Санта-Чечилия». Он гастролирует по Чехословакии,
Италии, Югославии, Греции, Франции. 11—15 декабря прошли
последние концерты скрипача в Вене, где он исполнил Концерт
Бетховена.
17 декабря Леонид Борисович Коган
скоропостижно скончался по дороге из Москвы на концерты в
Ярославль. Мастер оставил много учеников — лауреатов всесоюзных
и международных конкурсов, известных исполнителей и педагогов:
В. Жук, Н. Яшвили, С. Кравченко, А. Корсаков, Э. Татевосян, И.
Медведева, И. Калер и другие. Занимались у Когана иностранные
скрипачи: Е. Сато, М. Фудзикава, И. Флори, А. Шестакова.
Композитор Р. Щедрин писал: «Леонид Коган был редкостно добрым
человеком, сердечным, отзывчивым, я бы даже сказал,
сердобольным».
|