|
Так началась успешная карьера
артистки, открывшая перед ней двери концертных залов всего мира.
Оставаясь верной любимому композитору, сочинения которого
составляют основу ее программ, она достигла в этой области
немалого. Еще в 1965 году И. Кайзер констатировал: "Всякие
сомнения исчезают, когда Ингрид Хеблер играет Моцарта:
неожиданно звук становится энергичным и гибким, словно
откликаясь на моцартовские мелодии, вдруг оказывается
бессмысленным думать о том, что верно, а что неверно". В 1968
году пианистка закончила запись полного собрания всех концертов
Моцарта. Спустя десятилетие был завершен еще более
фундаментальный труд - полное собрание фортепианных сочинений
Моцарта в 16 альбомах. Эта работа дает объективную картину
"моцартианского" облика И. Хеблер. Конечно, ее Моцарт - не автор
"Дон-Жуана" и "Свадьбы Фигаро", но скорее классик, "с почтением
относящийся к этикету". Ее записи откровенно классичны по стилю,
они привлекают не романтическим порывом, а пластичностью,
чистотой. Характерно высказывание самой артистки: "У меня своя
голова, свои музыкантские представления об исполнении Моцарта,
и, возможно, они кому-то не нравятся. Но каждый может убедиться,
что эти концерты в техническом и музыкальном плане записаны со
всей тщательностью. Их можно, подобно хорошему нотному изданию,
не опасаясь, дать в руки каждому изучающему музыку. А это, когда
речь идет о пластинках, вовсе не так уж само собой разумеется".
Сознавая свои возможности, она продолжает настойчиво работать
над "своим" Моцартом: разучивая фортепианные произведения,
ориентируется прежде всего на первые издания и даже рукописные
оригиналы, обогащает репертуар концертами для двух и трех
фортепиано с оркестром, записывает скрипичные сонаты с Г.
Шерингом. Но, тем не менее, Хеблер решительно протестует, когда
ее называют "специалисткой" по Моцарту, и неуклонно стремится в
рамках избранного артистического амплуа раздвинуть собственный
диапазон. В этом убедились еще в 1961 году советские слушатели,
когда наряду с Моцартом, артистка играла, в Москве и Ленинграде
Скарлатти, Шуберта, Шумана, Дебюсси, правда, без особого успеха.
Со второй половины 60-х годов Хеблер все больше внимания уделяет
Шуберту и здесь находит свой, органичный для склада ее дарования
стиль интерпретации. Ее Шуберт, как пишут критики, не может
конкурировать с Шубертом Рихтера, Серкина или Брендля в плане
философской глубины, мужественной силы и виртуозности
интерпретации; на первый план выступают лирические стороны
музыки, камерность и аккуратность, уравновешенность и
естественность. Несколько лет назад по заказу артистки был
сделан специальный рояль по образцу лучших инструментов конца
XVIII века. В Зальцбурге, где Хеблер живет и преподает с 1969
года, и во время многочисленных поездок она часто исполняет на
нем музыку И. X. Баха - "лондонского Баха", первого музыканта,
публично игравшего на "пианофорте", а не на клавесине,- а также
Гайдна и Моцарта. И в этой сфере артистка проявляет себя с
лучшей стороны, доказывая, что относительно скромный диапазон
технических возможностей - не помеха значительным творческим
достижениям.
Цит. по книге: Григорьев Л.,
Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский
композитор", 1990 г.
|