Великие исполнители ХХ века
сайт не претендует на объективность - здесь представлены предпочтения одного лица - oleluk0e@mail.ru
|
Эмиль
Гилельс
|
|
Творчество
Гилельса по справедливости относят к наивысшим достижениям
пианизма XX столетия. Во всем мире общепризнано его
феноменальное и почти не знающее себе равных мастерство
музыканта. «Есть в мире много талантливых пианистов и несколько
больших мастеров, которые возвышаются над всеми. Эмиль Гилельс —
один из них…», — писала в 1957 году «Юманите». А вот цитата из
«Майнити симбун» в том же году: «Титаны фортепиано, подобные
Гилельсу, рождаются раз в столетие». Эмиль Григорьевич Гилельс
родился 19 октября 1916 года в Одессе в семье скромного
конторского служащего. Родители Эмиля не были музыкантами, но
дома стояло фортепиано, и это обстоятельство, как нередко
случается, сыграло не последнюю роль в судьбебудущего артиста.
Его первый педагог, одесский преподаватель музыки Яков Исаакович
Ткач, быстро распознал масштабы гилельсовского дарования. По
словам Ткача, пианистическое развитие Гилельса шло молниеносно.
В 1930 году
Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты
Михайловны Рейнгбальд. В 1931 году, после второго
Всеукраинского конкурса пианистов, Гилельс получил персональную
стипендию от правительства УССР. Он не мог стать лауреатом, ибо
еще не достиг положенного возраста, и играл вне конкурса. Уже в
тот период его исполнение оценивалось очень высоко. В рецензии
на его первый концерт говорилось: «…Так играть… как играет Миля
Гилельс, можно лишь при наличии крупного музыкального таланта. У
Гилельса многое совсем не по-детски сделано, обработано и
закончено. Как в отношении техники, так и передачи исполняемой
музыки, — ничего случайного, небрежного и очень немного
наивного. Все четко, выдержанно и продуманно».
В чем
немалая заслуга Рейнгбальд и Г. Г. Нейгауза, к которому в 1936
году в Москву переехал молодой пианист, прервав интенсивную
концертную деятельность. Гилельса ожидал успех на Венском
пианистическом конкурсе 1936 года. А в 1937 году он не по летам
проникновенно исполнил вагнеровско-листовскую «Смерть Изольды» —
произведение, которое незадолго до того могло и вовсе не
привлечь его к себе. «Биография Гилельса… — пишет Нейгауз, —
замечательна своей неуклонной, последовательной линией роста и
развития. Многие, даже очень талантливые пианисты застревают на
какой-то точке, дальше которой особенного движения (движения
вверх?) не наблюдается. Обратное — у Гилельса. Из года в год, от
концерта к концерту его исполнение расцветает, обогащается,
совершенствуется». В 1938 году Гилельс получает первую премию на
сложнейшем Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе.
Успех пианиста вызвал огромное воодушевление на Родине.
|
|
|
|
В
послевоенный период пианиста ожидали нескончаемые триумфы на
«Пражской весне», в Париже и Риме, в Германии и Англии, в США,
Мексике, Канаде, Японии. «Чтобы почувствовать его достоинства,
не надо вооружаться лупой, — писал в 1948 году Я.И. Милынтейн. —
Это искусство крупного плана; его не подавляют ни скопление
публики, ни большие размеры помещения; оно не бледнеет и не
тускнеет от этого, а, напротив, становится более ярким,
красочным и блистательным». Гилельс прошел по всем ступенькам
педагогической лестницы — от ассистента в классе Г. Нейгауза до
профессуры — с 1954 года. Как профессор Московской консерватории
он воспитал немало талантливых пианистов, много лет возглавлял
пианистическое жюри Международного конкурса имени Чайковского.
На протяжении своего артистического пути Гилельс-пианист
изменялся, порой весьма существенно, но интенсивность
высказываний оставалась и неизменной чертой его игры. Об этом, в
частности, касаясь уже зрелого Гилельса, писал в 1960-е годы
выдающийся венгерский пианист и педагог Лайош Хернади: «Как
только под его руками раздаются первые звуки, первые аккорды,
кажется, будто включили какую-то цепь высокого напряжения, и
непрерывность в этой цепи не нарушается ни на мгновение. Что бы
он ни играл, произведения старых мастеров или современных
композиторов, медленную или быструю музыку, — эта интенсивность,
эта непрерывность потока мыслей… всегда захватывает слушателей».
Действительно, игра Гилельса не знает пустот Буквально каждый
звук весом и осмыслен, каждый мелодический оборот преисполнен
внутренним содержанием. Музыканту всегда удается создать
целостный художественный образ благодаря, главным образом,
непрерывности потока музыки, темпу, ритму и мастерскому
распределению разного уровня кульминационных точек.
Творчество
Гилельса, любимое и близкое многомиллионным аудиториям, —
творчество глубоко органичное, обладающее огромной силой
художественного внушения и убеждения. И главное, правдивое
всегда и во всем. Да и может ли быть иным настоящее искусство?
Ведь оно, говоря чудесными чеховскими словами, «тем особенно и
хорошо, что в нем нельзя лгать… Можно лгать в любви, в политике,
в медицине, можно обмануть людей и самого Господа Бога… — но в
искусстве обмануть нельзя…» Почетный член Королевской академии
музыки в Лондоне, почетный академик римской академии
«Санта-Чечилия», золотая медаль города Парижа, бельгийский орден
Леопольда I — все эти звания и награды напоминают о повсеместном
признании, которое получил Гилельс. Умер он в 1985 году.
|
|