Великие исполнители ХХ века
сайт не претендует на объективность - здесь представлены предпочтения одного лица - cochubei.grigorij@yandex.ru
 

Вильгельм Кемпф

Людвиг ван Бетховен  - Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, op. 27/2 «Лунная»
Была посвящена Бетховеном его 17-летней ученице, графине Джульетте Гвичарди.

Соната имеет подзаголовок Sonata quasi una fantasia (Соната в духе фантазии): Бетховен хотел подчеркнуть то, что её форма отличается от классической формы сонаты. И именно она была так любима романтиками, воспринимавшими ее как своего рода фантазию с ноктюрном в качестве первой части. Известно, что Шопен и Лист включали эту сонату в свои концерты, а Лист оставил словесную интерпретацию общей концепции этого произведения, он назвал вторую часть «Цветком между двумя пропастями». Темповая кривая у Кемпфа движется от максимально медленного темпа первого раздела к резкому ускорению во втором и к возвращению первоначального темпа в третьем разделе. В мерной пульсации триолей мы слышим спокойное дыхание вечности. Во втором разделе движение внезапно ускоряется чуть ли не в два раза, как будто взволнованные вздохи и стоны страдающей личности героя выходят на первый план. В репризе движение успокаивается. При этом неизменным остается глубокий певучий звук, естественная кантилена, певучее виолончельное легато басов. Не напрасно Кемпфа называли «Казальсом фортепиано», сравнивая качество его звука с кантиленой великого виолончелиста.

 

Вильгельм Кемпф (25 ноября 1895, Йютербог — 23 мая 1991, Позитано) — всемирно известный немецкий пианист и композитор. Родился в окрестностях Берлина в семье директора королевской музыки, органиста церкви св. Николая. В детстве Кемпф отличался выдающимися способностями: при поступлении в Берлинскую певческую академию он не только играл, но и свободно транспонировал прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира». В 1916 году Кемпф начал концертировать. Он давал десятки концертов ежегодно, но настоящее признание пришло к нему после Второй мировой войны. Это было в первую очередь признание его интерпретаций Бетховена. Критика высоко оценила исполнение Кемпфом сонат Бетховена. «Под пальцами Кемпфа даже кажущаяся иногда классически спокойной поверхность бетховенской музыки приобретает магические свойства. Другие могут играть компактнее, крепче, виртуознее, демоничнее,— но Кемпф ближе к загадке, к тайне, ведь он проникает вглубь без всякого видимого напряжения». Он впервые осуществил полную запись сонат Франца Шуберта, и тем самым способствовал их популярности. Камерная музыка представлена в репертуаре Кемпфа совместно с Иегуди Менухиным, Пьером Форрье, Вольфгангом Шнайдерханом, Паулем Груммером и др. Рассказывают, что как-то Ян Сибелиус попросил его сыграть Hammerklavier из 29-ой сонаты Бетховена. Когда же Кемпф закончил, Сибелиус обратился к нему со словами: «Нет, Вы играли это не как пианист, Вы играли… как человек». Умер в Позитано, Италия в возрасте 95 лет.

     

Предыдущая страница

Следующая страница

transition port

unilateral withdrawal

logout

Besucherzahler
счетчик посещений