Великие исполнители ХХ века
сайт не претендует на объективность - здесь представлены предпочтения одного лица - cochubei.grigorij@yandex.ru
 

Клара Хаскил

Клара Хаскил (7 января 1895, Бухарест, Румыния — 7 декабря 1960, Брюссель) — швейцарская пианистка румынского-еврейского происхождения. Клара Хаскил родилась в Бухаресте, одной из трёх дочерей в сефардской семье. Её отец Исаак Хаскил перебрался в Бухарест незадолго до её рождения из соседней Бессарабии. Занималась музыкой с трехлетнего возраста, училась игре на фортепиано и скрипке в Вене и Париже. В 1927-1940 жила во Франции, после 1942 — в Швейцарии, в 1949 приняла швейцарское гражданство. Начав концертировать в 1910 в Италии и Швейцарии, из-за многочисленных болезней и крайней застенчивости, острого страха перед сценой Хаскил не сделала яркой карьеры. Прожила жизнь в бедности, лишь после Второй мировой войны приобрела достойную ее широкую известность, переломным моментом здесь стал цикл концертных выступлений 1949 в Нидерландах. Прославилась исполнением Моцарта и композиторов-романтиков (Бетховен, Шуман, Шуберт, Шопен, Брамс, Рахманинов). Выступала в ансамбле с Джордже Энеску, Эженом Изаи, Пабло Казальсом, Гезой Андой, Артюром Грюмьо, с дирижерами Ансельмом Ансерме, Леопольдом Стоковским, Шарлем Мюншем, Гербертом фон Караяном, дружила с Дину Липатти. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас.

Вольфганг Амадей Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром № 20 D-minor, K 466

В 70-е - 80-е годы XVIII века, накануне французской революции ее дыхание как будто ощущалось в живущих по старинке патриархальных немецких землях. Хотелось свободы, хотелось обновления, казалось, уже близок конец пронизанного сословными предрассудками общества. Для многих современников Моцарта идеалом свободы духа, раскованности и артистического своеволия был Дон Жуан, гроза мещанской морали; этого легендарного сердцееда и смельчака вывел Моцарт в опере «Дон Жуан». После «Дон Жуана» Моцарт окончательно стал самим собой – в его музыке появились трагические ноты, сильные контрасты, диссонирующие звучности. В «Дон Жуане» и после него Моцарт - не просто молодой человек, умеющий радоваться жизни и принимать ее дары, но зрелый ум, размышляющий о жизни и смерти, о границах свободы и расплате за то, что «все позволено». Инструментальным отражением Дон Жуана был концерт для фортепиано ре минор (no 20 KV 466). Здесь та же тональность ре минор, те же контрасты, та же жажда любви и та же светлая печаль. Это минорный Моцарт, который во многом не совпадает с мажорным; это Моцарт-поэт, притаившийся под маской Моцарта-актера – здесь меланхолический Моцарт играет самого себя…

     
Предыдущая страница

Следующая страница

transition port

unilateral withdrawal

logout

Besucherzahler
счетчик посещений